Даты: 1764—1788 гг.

Автор(ы): Архитекторы Ж.Б. Валлен-Деламот, А.Ф. Кокоринов, Ю.М. Фельтен

Архитектурный стиль: классицизм

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств

Здание является доминантой застройки набережной и одним из первых в Петербурге памятников архитектуры переходного периода от барокко к классицизму. Строительство его велось в период 1764-1788 годов по проекту французского архитектора Ж.Б. Валлен-Деламота при участии архитектора А.Ф. Кокоринова, ставшего первым директором Академии. Торжественная закладка здания состоялась в присутствии Екатерины II и наследника 7 июля 1765 года. Академия «трёх знатнейших художеств» — живописи, скульптуры и архитектуры — была основана в 1757 году по инициативе М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова.

Создания в России академии художеств, по образу и подобию французской, задумал Пётр Великий. За год до смерти он издал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». Это петровское начинание было воплощено в жизнь как художественное отделение Академии наук, а к середине 18 века и вовсе превратилось в гравёрно-рисовальную школу.

Развитие русского просвещения подвигло фаворита Ивана Ивановича Шувалова на представление императрице Елизавете Петровне предложения о необходимости завести «особую трёх знатнейших художеств академию». Иван Иванович предполагал открыть её в Москве, при задуманном им университете, но в результате академия художеств была учреждена в 1757 году в Санкт-Петербурге, хотя первые 6 лет числилась при Московском университете, который возглавлял Шувалов.

В Санкт-Петербурге академия первоначально размещалась в особняке Шувалова на Садовой улице. С 1758 года здесь начались учебные занятия.

Учебный курс длился 9 лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры и т.п. С 1760 года лучшие выпускники на казённые средства отправлялись на стажировку за границу.

В 1759 году распоряжением императрицы Елизаветы Петровны Академии были переданы два дома на углу набережной Невы и 3-ей линии Васильевского острова. Но они не могли удовлетворить нужд столь значимого высшего учебного заведения. Екатерина II придала Академии статус Императорской.

В 1764 году началась закладка фундамента будущей Академии. Строительство здания велось по проекту французского архитектора Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламота при участии архитектора Александра Филипповича Кокоринова, ставшего первым директором Академии.

Торжественная закладка здания Академии художеств состоялась в присутствии императрицы и наследника (великого князя Павла Петровича) 7 (18) июля 1765 года[1]. Екатерина Великая положила в основание академического храма закладной порфировый камень.

Первым начали возводить северный корпус, в 1764-1770 годах возвели корпуса со стороны сада, 3-й и 4-й линий, круглый и дворовый корпус. В феврале 1771 года академический Совет приостановил строительство из-за недостаточного финансирования. В следующем году скончался А.Ф. Кокоринов, которого обвинили в растрате выделенных на строительство средств.

До отъезда во Францию, в 1775 году, работами руководил Валлен-Деламот, которого затем сменил профессор архитектурного класса Ю.М. Фельтен и Е.Т. Соколов, старавшиеся по возможности не изменять замысла автора проекта.

К 1789 году работы по возведению были завершены, но отделка интерьеров Академии художеств велась до 1817 года.

В 1832-1834 годах гранитная набережная перед академией была оснащена спуском к воде, украшенным фигурами египетских сфинксов на гранитных пьедесталах.

В настоящее время в здании Академии художеств расположены Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, а также архив, библиотека лаборатории и мастерские.

Архитектура

Здание Академии художеств решено в стиле екатерининского классицизма и представляет собой составленный из четырех корпусов прямоугольник со сторонами 140 и 125 метров, внутрь которого вписан кольцеобразный корпус («циркуль»), которым образован внутренний круглый двор диаметром 55 метров.

Такая необычная конструкция здания была исполнением воли императрицы. На вопрос: для чего же это нужно, она отвечала: «Для того чтобы все дети, которые тут учиться будут, имели бы перед собой величину купола собора святого Петра в Риме и в своих будущих архитектурных проектах постоянно с ним соотносились».

Кроме главного, круглого двора есть еще четыре маленьких световых двора по внутренним углам здания.

Обращенный к Неве главный фасад здания оформлен тремя ризалитами. Центральный ризалит выделен дорическим портиком с треугольным фронтоном над ним. Прямые линии портика центрального ризалита смягчены плавными линиями его боковых частей, карниза и аттика под высокой изогнутой кровлей.

Между колоннами портика установлены скульптурные копии с античных статуй древнегреческого героя Геракла (у римлян: Геркулес) и Флоры. Они созданы по моделям скульптора Ивана Прокофьевича Прокофьева (1758—1828).

Геракл изображён опирающимся на палицу, поверх которой накинута шкура Немейского льва. В правой руке, отведённой за спину, он держит три яблока. Считается что герой запечатлён после совершения одного из его двенадцати подвигов — похищения трёх золотых яблок из сада титана Атласа, за которыми смотрели дочери Атласа Геспериды.

Флора — древнеримская богиня цветов, юности и весеннего цветения, отождествляющаяся с греческой богиней (нимфой) Хлоридой. Образ богини Флоры очень популярен среди художников.

На месте вестибюля первоначально был проезд во двор. В 1817 году он был заложен. Над входом помещена надпись «Свободным художествам. Лета 1765 года».

Статуя Минервы над зданием Академии художеств

Центральная часть здания увенчана статуей Минервы в окружении трех гениев художеств. Первая статуя была выполнена по модели Ивана Прокофьевича Прокофьева и установлена на куполе главного корпуса в 1786 году. Примерно через сто лет композиция, все более разрушавшаяся от времени, была заменена новой, выполненной из тонкой листовой меди по проекту архитектора фон Бока.

Минерва — древнеримская богиня мудрости и войны, покровительница ремесленников, писателей, актёров, поэтов, художников, учителей, учащихся и врачей. Императрицу Екатерину Великую часто отождествляли с мифологическими образами: Минервой и Фемидой – богиней правосудия и справедливости. Имя Минервы сочетало в себе качества не только мудрой покровительницы наук и художеств, но и воительницы, не уступающей в доблести Марсу.

В 1910-х годах в здании произошел крупный пожар, после которого сильно поврежденную статую пришлось демонтировать. По сохранившимся чертежам и моделям скульптуры она была воссоздана скульптором Михаилом Аникушиным и его учениками и установлена на прежнее место к 300-летию Санкт-Петербурга (в 2000 годах).

Вместе с Меншиковским дворцом, зданием Академии наук, Кунсткамерой и другими памятниками архитектуры 18—19 веков здание Академии художеств является важным элементом в общей панораме набережных Невы.

Источники и примечания

1. Русский биографический словарь (в 25-ти томах). Санкт-Петербургское Императорское Русское историческое общество. Том 9. 1903. — С. 63—65.

Вблизи расположены