Даты: 1843—1850 г., 1936—1939 гг. (реконструкция), 2005—2007 гг. (реконструкция)

Автор(ы): инженеры М.Г. Дестрем, С.В. Кербедз, архитектор А.П. Брюллов

Объект культурного наследия федерального значения

Экстерьер

Это первый постоянный мост через реку Неву в Петербурге. До этого времени строились лишь плашкоутные мосты. Строительство Благовещенского моста началось в 1843 году под руководством инженера С.В. Кербедза, открытие моста состоялось 21 ноября 1850 года, в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы. Разводной Благовещенский мост соединяет Васильевский остров с центральной частью города. Мост служит границей водораздела между рекой Большой Невой и Финским заливом.

До строительства постоянного моста Васильевский остров с центральной частью города соединял наплавной Исаакиевский мост, действовавший с 1727 года. Мост был расположен в створе современной Сенатской площади.

Сооружению первого постоянного моста через Неву предшествовала продолжительная деятельность: со второй половины 18 века до 1840-х годов было предложено более 50 проектов постройки моста. Предметом дискуссий было и место его постройки. Рассматривалось 3 основных варианта — на месте наплавных Исаакиевского, Дворцового и против центральной части здания Адмиралтейства.

Инженер Корпуса путей сообщения М.Г. Дестрем предложил вариант трассы моста — от истока Крюкова канала. Для этого было необходимо заключить в подземную трубу часть Крюкова канала от его истока до пересечения с Адмиралтейским каналом и на этом месте создать предмостовую площадь. С одобрения Николая I этот вариант был принят к исполнению.

11 февраля 1842 года от Главного управления путей сообщений и общественных зданий последовало указание М.Г. Дестрему составить проект и смету на сооружение моста. Дестрем, в свою очередь, поручил выполнение этого проекта инженер-майору С.В. Кербедзу, прикомандировав к нему в качестве помощников инженер-поручика И.В. Кербедза и чертёжника из Депо карт Бульмеринга. Архитектором моста стал А.П. Брюллов. Было решено возводить чугунный мост на каменных опорах. Проект моста был Высочайше утверждён императором Николаем I 15 октября 1842 года. В проекте строящийся мост назывался «Невским».

1 января 1843 года состоялась закладка нового моста. Все работы предполагалось завершить за четыре года, но в итоге срок оказался вдвое большим.

Петербургская газета «Северная пчела» в сентябре 1844 года так прокомментировала сооружение Благовещенского моста: «Самая постройка моста — дело гигантское. Едва ли в новые времена проводились работы по такому огромному плану, с такою удивительной точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита переброшены сюда из Финляндии и, как нежный воск, повинуются гениальной мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укрепленном сваями грунте».

При строительстве моста была реконструирована прилегающая территория. Засыпан (заключен в трубу) Адмиралтейский канал на участке от Сенатской площади до Крюкова канала, а на его месте разбит Конногвардейский бульвар. В подземную трубу была заключена также часть Крюкова канала от его истока до имевшегося в то время деревянного моста через канал. Благодаря этому и продолжению существовавшей улицы (ныне улица Труда) образовалась Благовещенская площадь. Со стороны Васильевского острова значительно расширили набережную.

Открытие Благовещенского моста состоялось 21 ноября (4 декабря по новому стилю) 1850 года, в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы. На торжество прибыл император с семьей и свитой. Николай I с сыновьями прошел пешком на Васильевский остров, а назад проехал в открытой коляске с наследником.

Своё название мост получил от ныне несуществующей Благовещенской церкви Конногвардейского полка.

Благовещенская церковь была закрыта и снесена в 1929 году, по причине «стеснения» трамвайного движения, располагалось она на территории современной площади Труда (именовавшийся ранее Благовещенской площадью).

Благовещенский мост стал первым постоянным мостом через реку Неву. Ко времени постройки мост был самым длинным в Европе. Общая протяженность восьмипролетного моста составляла 300 метров, ширина – 20 метров. Восьмой двукрылый пролет у правого берега Невы был оснащен разводным механизмом по горизонтальной плоскости. Остальные семь пролетов представляют собой чугунные арочные конструкции.

По рисункам Александра Брюллова (старшего брата художника Карла Брюллова), была выполнена декоративная отделка моста, в том числе созданы оградительные чугунные перила украшенные трезубцами Нептуна и фигурами гиппокампов, мифологических морских лошадей с рыбьими хвостами.

В 1854 году у разводного пролета была построена небольшая часовня, освященная во имя святого Николая Чудотворца. В 1930 году часовня была снесена по ходатайству общества «Старый Петербург — Новый Ленинград». Предполагалось на освободившемся месте установить памятник лейтенанту Шмидту. Гранит разобранной часовни был использован при ремонте набережной канала Грибоедова у Львиного моста.

В 1855 году, после кончины императора Николая I, мост стал называться Николаевским.

В 1863 году по мосту проложили линию конно-железной дороги (конки), а 29 сентября 1907 года по мосту прошёл первый электрический трамвай.

В 1917 году за Николаевским мостом стоял крейсер «Аврора». Именно отсюда он совершил холостой выстрел, который стал сигналом к штурму Зимнего дворца.

17 ноября 1918 года мост был переименован в мост Лейтенанта Шмидта, в память Петра Петровича Шмидта — руководителя восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году.

Реконструкция 1936–1938 годов

В 1936–1938 годах мост Лейтенанта Шмидта был реконструирован. Работы проводились в связи с появлением более крупных судов, поэтому у моста было изменено положение разводного пролета: разводным стал центральный пролет.

Проект реконструкции моста был составлен инженерами Г.П. Передерием и В.И. Крыжановским. Архитектурную часть проекта разрабатывал архитектор К. М. Дмитриев, но неудовлетворенный утверждённой композицией, он от дальнейшего участия в проекте отказался и для продолжения работ был привлечен архитектор Л.А. Носков.

Старый разводной пролет был перекрыт железобетонным пролетным строением двухшарнирной арочной системы. Количество пролетов (восемь) осталось неизменным. В результате работ общая длина моста увеличилась на 31 метр (до 331 метра), а ширина на 4 метра (до 24 метров).

При реконструкции чугунные арочные конструкции заменили стальными, в результате вес моста уменьшился в несколько раз, а для соединения конструкций впервые использовали электросварку (вместо заклепок). Мост Лейтенанта Шмидта стал одним из первых цельносварных мостов в СССР.

Чугунные конструкции старого моста перевезли в Тверь, их использовали для строительства моста через Волгу. Также в ходе работ 16 фонарей старого моста установили на Марсовом поле, а вместо них установили новые столбы освещения.

Капитальный ремонт моста в 1975–1976 годах

В 1975–1976 годах по проекту инженеров «Ленгипроинжпроекта» был произведен капитальный ремонт моста. Деревянный настил разводного пролета заменили металлическим.

Реконструкция 2005–2007 годов

С 2005 по 2007 год мост был реконструирован во второй раз. В задачи реконструкцию было поставлено максимально приблизить архитектурный облик моста к тому виду, который он имел в 19 веке. Фундаменты опор сохранились в своем первоначальном виде, стальные конструкции были заменены. При реконструкции был значительно увеличен разводной пролет. Мост оснастили автоматической системой разведения пролетов. Были демонтированы трамвайные пути и установлены ограждения, разделяющие встречные полосы.

На время реконструкции для автомобильного и пешеходного движения между Центральным районом и Васильевским островом был сооружен мост-дублер выше по течению Невы, который получил в народе название «сын Лейтенанта Шмидта».

15 августа 2007 году мост был торжественно открыт после реконструкции с возвращением историческое название — Благовещенский мост.

Архитектура

Благовещенский мост — восьмипролетный мост с разводным пролетом посередине. Пролётное строение металлическое двукрылое раскрывающейся системы. Длина разводного пролёта 51,2 м. Максимальный проектный угол раскрытия крыла 72º. Механизм разводки — гидравлические домкраты. Павильоны для механиков расположены на поверхности моста у разводного пролета.

Проезжая часть моста включает в себя 8 полос для движения автотранспорта. Тротуары отделены от проезжей части металлическим парапетом. По оси моста, на всей длине, устроена разделительная полоса. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон.

На постоянных пролётах установлено чугунное перильное ограждение, на разводном — силуминовое индивидуального художественного литья от старого моста 1850 года высотой 1,22 метра. На опорах и устоях моста перильное ограждение завершается гранитными парапетами. На мосту установлено 22 опоры освещения. На открылках устоев с верховой и низовой сторон расположены спуски к воде с площадками, облицованные гранитом. Ограждение, опоры освещения и павильоны моста являются памятниками истории и культуры регионального значения.

Вблизи расположены