Даты: 1805-1816 гг.

Автор(ы): архитектор Тома де Томон

Архитектурный стиль: ампир, поздний классицизм

Объект культурного наследия федерального значения

Объект входит в состав комплекса:
Экстерьер

Центральное строение архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова было возведено в 1805-1810 годах архитектором Тома де Томоном. Оно поставлено строго по оси Стрелки на высокой открытой террасе, над которой поднимаются 44 дорические колонны, окружающие здание и почти скрывающие его стены. Главный вход украшает скульптурная группа «Нептун, выезжающий из волн морских». С другой стороны над портиком расположена скульптурная композиция, изображающая аллегорический образ навигации в окружении двух рек и бога торговли Меркурия.

Как учреждение первая биржа в России возникла не как результат самоорганизации купечества, а по повелению Петра I в 1703 году.

Биржа – здание, где проводятся собрания купцов и других лиц, занимающихся торговлей, здесь ведутся переговоры и заключаются торговые сделки.

В 1705 году по высочайшему приказу для первой российской биржи было построено особое здание. Биржа была устроена для иностранного купечества, так как русское купечество довольствовалось для своих дел ярмарками, и только в царствование Екатерины II начало принимать участие в биржевых собраниях[1].

Решение о благоустройстве пространства (на то время пустующего) на стрелке Васильевского острова и создании подковообразной площади было принято комитетом городских строений в плане, который был утверждён в 1767 году.

В 1783 году, по проекту Джакомо Кваренги[3], на берегу Большой Невы началось строительство здания Санкт-Петербургской Биржи и главного здание Академии наук. Но в 1787 году строительство Биржи остановили, было решено, что её здание, спроектированное Кваренги, не соответствует облику Санкт-Петербурга и градостроительным задачам. К этому времени успели возвести цоколь и кирпичные стены. Здание Академии наук было завершено в 1789 году. Также по утверждённому плану переустройства Стрелки в 1795-1797 годах в северной её части, по проекту Джакомо Кваренги, был построен корпус пакгаузов (складов). Таким образом, были возведены здания слева и справа от места будущей Биржи.

Разработка нового проекта Биржи на пустой площади между этими строениями была поручена архитектору Тома де Томону, прибывшему в Петербург в 1800 году. Это была одна из первых его работ в Петербурге.

Талантливый французский рисовальщик и архитектор Жан Франсуа Тома де Томон (1760?–1813), покинул Францию по причине революционных событий. Обладая богатым опытом строительства в разных городах Европы, он получил в России уникальные возможности. Стоит отметить, что в 1805 году за реконструкцию Большого каменного театра Тома де Томон был пожалован титулом придворного архитектора.

Первый проект Биржи Тома де Томон разработал в 1801 году, и уже в нём он предложил концепцию оформления прилегающий к зданию территории двумя ростральными колоннами и новые контуры набережной стрелки. Согласно проекту де Томона, две ростральные колонны-маяки высотой в 30 метров каждая, должны были символизировать мощь и величие России как морской державы. База каждой колонны, как писал Тома де Томон: «украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции»[4].

26 февраля 1804 года, Александром I был утвержден четвёртый проект архитектора. В этом проекте Тома де Томону удалось отстоять своё мнение относительно строительства Биржи на новом месте – на центральной оси Стрелки. Недостроенное здание биржи Кваренги было разобрано.

Церемония закладки нового здания Биржи состоялась при личном присутствии императора 23 июня 1805 года. Новое здание возводилась одновременно с общим переустройством стрелки Васильевского острова. Работы осуществляла созданная для этого «Комиссия по построению биржевого здания и обложению невского берега камнем», под руководством министра коммерции графа Н. П. Румянцева. При этих работах берег стрелки Васильевского острова был отодвинут вперед почти на 100 метров.

К 1810 году здание в основном было закончено, но при приемке в 1812 год были обнаружены некоторые недоделки, которые устраняли два года, в это же время началась война с Наполеоном, поэтому официальное открытие Биржи состоялось только 15 июля 1816 года.

Вот как описал это событие его участник, петербургский купец Е. Т. Полилов: «15-го июля в Санкт-Петербурге, в присутствии государя императора была освящена новая биржа, что на островской стрелке построена. Все именитое петербургское купечество с городским головою встретили высоких гостей внизу у лестницы, а до того встречали митрополита Амвросия. После молебствия с коленопреклонением играла музыка трубная, палили из пушек на судах, что около стрелки на воде стояли, и на них были флаги подняты. За обедом в большом зале вместе с императором и его августейшим семейством обедало также и биржевое купечество. Государь пил за процветание торговли и за петербургское купечество. Кричали ура, было очень величественно. После пиршества высокие гости отбыли через Исаакиевский мост в Зимний дворец. В биржевом зале веселье продолжалось, и была зажжена иллюминация».

Тома де Томону не довелось присутствовать на открытии Биржи, в 1813 году он упал со строительных лесов (обследуя здание петербургского Большого театра после пожара) и скончался от полученных травм.

Интересен тот факт, что автор Большого театра, архитектор Антонио Ринальди, при его возведении в 1783 году также упал со строительных лесов и получил серьезную травму, из-за которой не смог продолжать работу. Архитектору назначили пожизненную пенсию, он распродал все свое имущество в Петербурге и в 1784 году уехал в Рим, где и умер в 1794 году. До конца жизни Антонио Ринальди серьезными проектами больше не занимался.

В 1889 году в здании Биржи состоялась первая в России промышленная выставка. На ней выставлялись товары только отечественного производства.

В 1913–1915 годах Биржа была реконструирована, но работы не затронули декоративного оформления. Реконструкция велась под руководством архитекторов Ф. И. Лидваля и М. М. Перетятковича. Свод главного операционного зала был заменён с деревянного на железобетонный. Печи разобрали и устроили калориферное отопление, а также частично перепланировали цокольный этаж и перестроили лестничные клетки.

В 1917 году в здании бывшей биржи разместился клуб моряков, затем – Торговая палата Северо-Западной области с музеем, биржа чернорабочих, Совет по изучению производственных сил СССР, Энергетический институт и другие организации.

В 1925-1926 годах площадь перед биржей реконструировали, превратив в сквер по проекту архитектора Л. А. Ильина[3].

В 1939 году в здание Биржи из здания Адмиралтейства была переведена экспозиция Центрального военно-морского музея[2], посвященная истории русского и советского военно-морского флота, которая располагалась здесь до переезда в 2010 году в Крюковские казармы.

Во время блокады Ленинграда на стрелке размещались артиллерийские батареи.

В 2013 году было принято решение о передаче здания Биржи Государственному Эрмитажу для создания музея Русской гвардии и геральдики.

Архитектура

Биржа возведена в духе античного храма, её формы схожи с формами храма Посейдона в Пестуме[5]. Здание представляет собой прямоугольный периптеральный объём на высоком гранитном стилобате с дорической колоннадой из 44 колонн. Ширина здания 44,5 метра, длина 69 метров. К восточному (главному) и западному фасадам ведут гранитные лестницы 40-метровой ширины. Конструктивно здание включает также высокий цокольный этаж,
выполненный в виде гранитного стилобата с размерами 109х85 метров и объём размером 80х56 метров, располагающийся на стилобате.

Здание Биржи является композиционным центром ансамбля стрелки Васильевского острова. Полукруглая береговая линия Стрелки укреплена подпорной гранитной стеной с пандусами. Издали гранитный берег воспринимается пьедесталом здания и подчеркивает его величие.

В сюжетах декоративной аллегорической скульптуры венчающей колоннады торцовых фасадов здания получила отражение связь «храма торговли» с водными путями. На главном фасаде (выходящим на Стрелку) размещена скульптурная композиция изображающая Нептуна в колеснице запряженной гиппокампами (морскими конями), с двумя реками – Невой и Волхвом: женщина олицетворяет Неву, старец – реку Волхов. Автором скульптуры был И. П. Прокофьев. На противоположном фасаде установлена скульптурная группа, представляющая в образе молодой женщины аллегорию навигации, сопровождаемую богом торговли Меркурием и реками, автор скульптор Ф. Ф. Щедрин[3]. В некоторых источника указывается, что в образе молодой женщины с короной на голове представлена Нева[2]. Также существует мнение, что это образ богини города[5] (покровительницы города).

Основной объём здания занимает обширный зал (операционный зал биржи) площадью около 900 кв. м. и высотой 25 метров. Зал украшают скульптурные изображения Времени, Изобилия, Правосудия, Торговли, Коммерции, Мореплавания. Пол и стены покрыты мраморными плитами.

До революции в зале, на пьедестале, был помещен мраморный бюст императора Николая I с надписью «Императору Николаю I, незабвенному благодетелю – благодарное купечество. Лето 1859». Напротив входа располагался другой мраморный бюст, Императора Александра I с лавровым венком на голове, а на левой стороне, за перегородкой, разделяющей зал на две половины, стоял бюст Императора Александра III с надписью: «Августейшему покровителю торговли и промышленности. 1887 г.»[1]. К сожалению, бюсты утрачены.

Литература и источники

1. Путеводитель по Санкт-Петербургу. Под редакцией Комиссии по Народному образованию. Санкт-Петербург: издание Санкт-Петербургского Городского Общественного Управления, 1903. — С. 29.

2. Путеводитель Ленинград / Leningrad. Москва: Агентства печати Новости, 1970. — С. 9.

3. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А. А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. — С. 176.

4. Журнал «Наука и жизнь» № 2, 2000. — С. 94.

5. Путеводитель по Ленинграду. Редактор А. Г. Русс. Ленинград: Издательство Леноблисполкома и Ленсовета, 1937. — С. 188.

Вблизи расположены