Театральное здание Зимнего дворца

Эрмитажный театр

(Зимний дворец)

наб. Дворцовая, 32

Полное название: Театральное здание Зимнего дворца

Дата постройки: 1783—1787 гг., 1802 г., 1780-е гг., 1894 г., 1902 г.

Автор(ы) проекта: архитектор Дж. Кваренги

Архитектурный стиль: классицизм, русский классицизм

Объект культурного наследия федерального значения

Объект входит в состав комплекса:
Фотографии
Театральное здание построено на месте бывшего Зимнего дворца Петра I, в 1783—1787 годах (фасад был завершён в 1802 году) по проекту архитектора Дж. Кваренги в традициях античной архитектуры, по образцу театра Олимпико в Виченце (арх. Андреа Паллади, 16 в.). Театр являлся дворцовым — предназначался для закрытых придворных представлений(1). Сейчас здание театра находится в ведении Государственного Эрмитажа и является частью комплекса зданий Государственного Эрмитажа.
Описание

В 1708 году на этом участке был выстроен небольшой деревянный дворец Петра Первого, названный Зимним. К 1711 году вместо деревянного Зимнего дворца появилось двухэтажное каменное здание в стиле петровского барокко — Свадебные палаты Петра I.

Свадебные палаты Петра I — это дворец, ставший подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны.

В 1716 году архитектор Георг Маттарнови по решению Петра приступил к постройке нового Зимнего дворца, именно в том самом месте, где ныне располагается Эрмитажный театр, на углу Невы и Зимней канавки (которую тогда называли «Зимнедомным каналом»). Впоследствии дворец этот получил название «Второй Зимний дворец» — дворец Петра I у Зимней канавки. Именно здесь, в 1725 году, скончался Пётр Первый.

При Елизавете Петровне здание было передано лейб-гвардии Преображенскому полку.

В 1766 году, при Екатерине II, здание переходит в ведение Дирекции императорских театров. Екатерина II проявляла большой интерес к театру, и сама писала исторические драмы и комедии.

23 сентября 1783 года, Екатерина II отдаёт указ о строительстве на углу Зимней канавки и набережной Невы, на месте Зимнего дворца Петра I, каменного театра «под надзиранием архитектора Кваренги».

При возведении театра Джакомо Кваренги использовал фундамент и частично стены предшествующих зданий, которые были построены на этом месте раньше при Зимнем дворце. Строительство дворцового театра было в основном закончено в 1789 году, фасад был завершён в 1802 году.

Открытие театра состоялось 16 ноября 1785 года, задолго до завершения отделочных работ, премьерой комической оперы А. Аблесимова на музыку М. Соколовского «Мельник, колдун, обманщик и сват». 20 января 1789 года состоялась премьера комической оперы «Горе - богатырь Косометович», либретто к которой написала сама императрица Екатерина II.

Театр сыграл значительную роль в развитии русской театрально-музыкальной культуры конца 18 века. Здесь проводились балы и маскарады, придворная знать разыгрывала любительские спектакли. В Эрмитажном театре выступало множество известных драматических актёров: И. А. Дмитревский, Ж. Офрен, П. А. Плавильщиков, С. Н. Сандунов, Т. М. Троепольская, Я. Д. Шумский, А. С. Яковлев.

При императоре Александре I в Эрмитажном театре часто устраивались придворные маскарады, а с 1823 по 1826 год театральное здание использовалось как военный плац, но позднее спектакли были возобновлены.

К концу 19 века здание театра обветшало, поэтому в 1894 году театр был отреставрирован под руководством академика архитекторы Александра Фёдоровича Красовского. В театре появилась новая хрустальная люстра с электрическим освящением и занавес.

В 1902 году архитектор Л. Н. Бенуа оформил театральное фойе в стиле рококо.

В тот период на сцене театра выступали знаменитые артисты: Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, М. Ф. Кшесинская, А. П. Павлова, А. Я. Ваганова.

В 1914 году состоялась постановка пьесы «Царь Иудейский», автором который был Великий князь Константин Константинович Романов.

С 1917 года в здании размещался Рабочий университет им. А. В. Луначарского, в 1930-е годы проходили различные концерты, ставились и балетные номера, оперные спектакли.

В 1935 году театр прекратил свою деятельность. Долгие годы здание театра использовалось как Лекторий Государственного Эрмитажа.

В начале 1980-х годов было принято решение провести полный капитальный ремонт и реставрацию здания театра. В 1988 году во дворе театра архитектором В. П. Лукиным была создана новая галерея-переход на арке для прямой связи с Государственным Эрмитажем. Театр также был оснащен современным оборудованием.

Открытие обновленного театра состоялось в январе 1991 года.

В 1992 году на первом этаже здания театра открылась экспозиция «Зимний дворец Петра I», вход на которую расположен со стороны Дворцовой набережной.

В настоящее время здание театра находится в ведении Государственного Эрмитажа, оно является частью комплекса зданий Государственного Эрмитажа. Вход в театр для зрителей осуществляется через подъезд Большого (Старого) Эрмитажа (Дворцовая набережная, 34).

Архитектура

Здание дворцового театра выходит фасадом на Дворцовую набережную Невы и примыкает к основному дворцовому комплексу аркой-переходом через канал (Зимнюю канавку), соединяющий реку Мойку с Невой. Арка переход сооружена в 1780-е годы архитектором Ю. М. Фельтеном.

Здание театра Джакомо Кваренги решено в традициях античной архитектуры. По набережной Невы фасад театра выделяется неглубокой лоджией с десятью колоннами коринфского ордера на обработанном рустовкой высоком цокольном этаже и фланкированный ризалитами с декоративными статуями древнегреческих драматургов и поэтов в нишах.

Интерьеры Эрмитажного театра сохранились в первоначальном виде, а над фойе театра до сих пор располагаются деревянные перекрытия и стропила конца 18 века.

Зал театра имеет небольшой размер (рассчитан на 250 человек) и устроен на подобии античного, на его создание повлиял театр Олимпико в Виченце спроектированный Андреа Палладио в 16 веке. Полукруглый зал охвачен колоннами коринфского ордера, облицованными искусственным розовым мрамором, в нишах между ними расположены статуи девяти муз и Аполлона, а в верхнем ярусе стен - барельефные медальоны с изображениями знаменитых музыкантов и поэтов. Скульптурное убранство зала было выполнено К. Альбани. На плоском потолке зала размещен живописный плафон (конец 19 века)(1).

Над сводом, переброшенным над Зимней канавкой по проекту архитектора Ю. М. Фельтена в 1770-е годы, расположено фойе отделанное архитектором Л. Н. Бенуа в 1904 году в характере стиля рококо.

Литература и источники

1. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А. А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. — С. 100

Copyright © Madyudya Denis 2015-2018