Петропавловский собор

(Петропавловская крепость)

Петропавловская крепость, пл. Соборная, 1

Даты: 1712—1733 гг., 1756—1757 гг., 1857—1858 гг.

Автор(ы): Доменико Трезини

Архитектурный стиль: петровское барокко, барокко

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: действующий православный храм

Объект входит в состав комплекса:
Экстерьер
Интерьер

Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла

Собор занимает главное место в ансамбле Петропавловской крепости и является усыпальницей русских императоров. Решение о его постройке принял Пётр Первый, он считал, что новая Россия нуждается в архитектуре, способной выразить идеи времени. Также утверждая роль Петербурга как столицы России, Пётр желал возвести храм, который поднялся бы выше колокольни Ивана Великого. Архитектором собора, решённого в стиле петровского барокко, был Доменико Трезини. До 2012 года храм высотой 122,5 м был самым высоким зданием Петербурга.

В 1703 году, почти одновременно со строительством земляных укреплений, на Заячьем острове была возведена небольшая деревянная церковь, заложенная во имя апостолов Петра и Павла. Именно на её месте и был впоследствии возведён Петропавловский собор.

Собор был заложен 3 мая 1712 года. Руководил возведением собора итальянский архитектор Доменико Трезини. В 1720-е годы на колокольне Петропавловского соборы были установлены часы с курантами. В 1722-1726 годах ,под руководством архитектора И. Зарудного, в стиле барокко был изготовлен иконостас собора.

Иконостас был изготовлен в Оружейной палате Кремля, по частям привезён из Москвы и смонтирован в соборе.

Полностью строительный работы были закончены к 1733 году, уже после смерти Петра Великого.

Торжественное освящение Петропавловского собора состоялось 29 июня 1733 года в праздник святых апостолов Петра и Павла.

Золоченый шпиль собора украшает флюгер, в виде летящего ангела, являющийся одним из символов Санкт-Петербурга. Установить его в 1722 году предложил сам Доменико Трезини. Фигуру ангела была выполнена голландским мастером Г. ван Болесом в 1720-х годах.

С момента постройки собор несколько раз реконструировался и реставрировался. Первоначальная высота шпиля составляла 106 метров.

Колокольня со шпилем являясь высотной доминантой выполняля важную функцию — служила ориентиром в городе.

В 1756 году собор загорелся от удара молнии, особенно пострадала колокольня со шпилем и установленные на ней куранты. При восстановлении в 1756−1757 годах шпиль был перестроен (достигнув высоты в 112 метров), а фигура ангела восстановлена по рисункам Д. Трезини. Во время работ пропорции Петропавловского собора были изменены: уменьшен размер купола и упрощена форма крыши. Новые куранты вновь появились спустя 20 лет, в 1776 году, они были выполнены голландским мастером Б. Ф. Оорт Крассом.

В конце 1820-х годов сильным порывом ветра у ангела на шпиле оторвало крыло, которое чуть было не упало на комендента крепости генерала А. Сукина. Исправление поломки требовало сооружения лесов вокруг колокольни, что требовало больших финансовых и временных затрат. Но городским властям свои услуги предложил молодой кровельщик из Ярославской губернии Пётр Телушкин, отличавшийся огромной физической силой. Он вызвался залезть на шпиль колокольни без лесов и починить ангела. Приобретение нужных для ремонта материалов кровельщик оценил в 1 500 рублей, а величину награды за свою работу оставил на совести заказчика. Предложение Телушкина обсуждали полтора года и в итоге дали согласие. В октябре 1830 года кровельщик исполнил работу. Из приспособлений у Телушкина были лишь верёвки с петлями на концах и подвижным узлом. Ремонт ангела занял у него шесть недель. За работу кровельщик получил награду в 3 000 рублей и серебрянную медаль "За усердие" на Аннинской ленте. Его имя навсегда вошло в историю Петропавловског собора.

В 1857-1858 годах по проекту архитектора Д. Журавского деревянные конструкции шпиля собора были заменены металлическими, храм приобрёл современный вид. При реконструкции фигура ангела была снята и заменена третей по счёту фигурой, которая и сохранилась до настоящего времени. Фигура ангела была исполнена по рисунку скульптора Р. К. Залемана.

До 1962 года, когда была закончена телевизионная башня, Петропавловский собор являлся самым высоким сооружением Петербурга. Его высота состовляет 122,5 метра.

Петропавловский собор с самого начала стал служить усыпальницей российских монархов. Здесь похоронены все царствующие Романовы, за исключением Петра II и Ивана VI. Петр Первый похоронен у южной стены собора.

В 1865 году все надгробия были заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами и двуглавыми орлами (архитекторы А. А. Пуаро, А. Л. Гун).

Среди других выделяются надгробия Александра II и его жены Марии Александровны, они были выполнены в 1887—1906 году по заказу Александра III (для родителей императора) из серо-зеленой алтайской яшмы (Александра II) и розового уральского орлеца (Мария Александровна).

В 1998 году, в 80 годовщину расстрела последнего Российского императора Николая II, в Петропавловском соборе были погребены останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, великим княжнам Татьяне, Ольге и Анастасии. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова. Останки погребены в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора.

Последнее захоронение в Петропавловском соборе состоялось 28 сентября 2006 года, когда здесь перезахоронили мать Николая II, императрицу Марию Фёдоровну (скончавшуюся в Дании в 1928 году).

В соборе, который является также памятником русской военной славы, хранились трофейные знамёна, ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Сейчас оригиналы флагов находятся в музеях, а в стенах собора размещены их копии.

До революции в соборе служили панихиды в присутствии членов императорской семьи.

К святыням храма относится образ Святого Апостола Петра, написанный Симоном Ушаковым.

В 1918 году службы в храме прекратились. В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1923-1924 годах превращён в музей. Большинство ценных предметов конца 17 — начала 18 веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) было отдано в другие музеи.

Во время Великой Отечественной войны, в 1941—1942 годах, собор получил значительные повреждения.

В начале Великой Отечественной войны шпиль собора был покрашен маскировочной краской, а ангела накрыли мешковиной, чтобы уберечь от обстрелов.

В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956—1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.

В 1991 году ангел был снят со шпиля, отреставрирован и заново позолочен. В 1995 году обновленная фигура ангела верналсь на своё место.

С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2008 года — богослужения. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение.

В настоящее время собор находится в ведении Госудраственного музея истории Санкт-Петербурга.

Архитектура

Петропавловский собор является памятником архитектуры раннего русского барокко и представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное для западноевропейской архитектуры. Его длина — 61 метр, ширина — 27,5 метра.

Стены оформлены плоскими пилястрами и головами херувимов на наличниках окон. Западный и южный фасады собора украшены классическими портиками. На восточном фасаде размещена фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом».

Многоярусная колокольня декорирована пилястрами. Первые два яруса оформлены по бокам завитками-волютами, которые формируют плавный переход от основного здания собора к высокой башне. Третий ярус увенчан золоченой восьми-скатной крышей с четырьмя круглыми проемами в массивном белокаменном обрамлении, в которых размещены циферблаты курантов. Крыша заканчивается восьмигранным барабаном с узкими вертикальными проёмами, который также завершается восьмигранной крышей. Над ней тонкая башенка, служащая основанием позлоченного шпиля увенчанного массивным яблоком (шаром) с крестом и ангелом.

Высота фигуры ангела с крестом составляет 3,48 м; размах крыльев ангела - 3,56 м. Высота креста - 6,5 м. Вес ангела с крестом 250 кг.

Купол над предалтарной частью собора выполнен в стиле немецкого барокко. Он установлен на высокий восьмигранный барабан и увенчан небольшой главкой.

Барабан и купол, как и колокольню, перестроили после пожара 1756 года. Купол уменьшили в размерах и украсили гирляндами, а также устроили люкарны.

Интерьер

Интерьер Петропавловского собора сохранил свой первоначальный облик практически без изменений. Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит. Пол собора вымощен известняковыми плитами.

Роспись стен принадлежит художникам Воробьёву и Негрубову. Лепной декор собора выполнили Игнацио Росси и Антонио Квадри, плафоны в центральном нефе — Пётр Зыбин, картины на евангельские сюжеты на стенах собора под общим руководством Андрея Матвеева нарисованы Георгом Гзелем, Василием Ярошевским, Михаилом Захаровым и другими известными художниками.

Пространство собора освещается пятью паникадилами из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя.

Паникадило, висящая перед алтарём, является подлинником 18 века, остальные — восстановлены после Великой Отечественной войны.

Резной иконостас в виде триумфальной арки высотой почти 20 м — шедевр декоративного искусства барокко. Иконостас исполнен в 1722—1726 годах в Москве. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Изготовление иконостаса выполнялось под руководством архитектора Ивана Зарудного резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой.

Иконостас выражает в аллегорической форме идею победы в Великой Северной войне. Наряду с орнаментальной резьбой, здесь представлена и объёмная скульптура: по сторонам от царских врат расположены фигуры архангелов Гавриила и Михаила.

Все декоративные детали и скульптурные элементы иконостаса вырезаны из липы, каркас конструкции выполнен из лиственницы.

Сорок три иконы, размещённые в киотах, были написаны в 1726—1729 годах московскими иконописцами М. А. Меркурьевым и Ф. Артемьевым. Иконы были написаны по эскизам М. Аврамова, организатора и директора Петербургской типографии и Рисовальной школы.

Это образы святых покровителей Петербурга: святого Александра Невского, апостолов Петра и Павла, святых князей из династии Рюриковичей: князя Владимира, княгини Ольги, мучеников Бориса и Глеба.

Напротив алтаря находится позолоченная кафедра, украшенная статуями двух Апостолов. Симметрично ей расположено Царское место, украшенное резной золоченой короной и малиновым бархатом с вышитым на нем двуглавым орлом.

Вблизи расположены

Copyright © Madyudya Denis 2015-2019