Собор построен в 1764–1786 годах по проекту архитектора Александра Францевича Виста (по другой версии архитектора А.А. Иванова). В 1797 году по указанию императора Павла Первого собор стал капитульным храмом ордена святого Андрея Первозванного: над входом установили барельеф с изображением ордена, а в храме устроили особое царское место. Андреевский собор построен в смешанном стиле, близком к стилю «ренессанс». В интерьере примечателен 17 метровый резной иконостас 18 века, являющийся одним из старейших в Петербурге.
Подробнее →Постройка церкви была начата в 1741 году по проекту Михаила Григорьевича Земцова, впоследствии работы были остановлены на долгое время и возобновились в 1766 году, когда императрица Екатерина II утвердила новый проект собора, выполненный архитектором Антонио Ринальди. В 1772 году строящийся храм серьёзно пострадал от пожара и его возведение вновь приостановилось. В 1783 году строительство возобновилось под руководством архитектора Ивана Егоровича Старова, внёсшего некоторые изменения в проект Ринальди. Собор был полностью закончен в 1789 году и освящён в память святого равноапостольного Князя Владимира, в честь 800-летия крещения Руси. Князь-Владимирский собор является выдающимся памятником стиля раннего классицизма (храм решён в стиле переходном от барокко к классицизму).
Подробнее →Храм посвящён Владимирской иконе Божией Матери, одной из самых почитаемых на Руси. Церковь возведена в период с 1761 по 1769 год и решена в переходном стиле от барокко к классицизму. Храм известен тем, что его прихожанином был писатель Фёдор Михайлович Достоевский, а в 1828 году здесь отпевали Арину Родионовну, няню Пушкина. В советское время в здании находилась библиотека, а после фабрика «Спорт-трикотаж». В 1957 году начаты работы по реставрации церкви и колокольни. В 1989 здание храма возвращено верующим, а в 2000 году церковь получила статус собора.
Подробнее →Храм возведён в 1811–1823 годах по проекту архитектора Андрея Михайлова в «греческом вкусе» (в стиле раннего классицизма). Храм венчает большой купол на вершине которого возвышается фигура Ангела с крестом. К 1863 году со стороны Кадетской линии по проекту архитектора Фёдора Нестерова была построена колокольня, для чего был разобран западный портик храма, что несколько исказило его первоначальный облик. По сторонам от колокольни расположены одноэтажные павильоны — сторожка и часовня, где находился образ святой великомученицы Екатерины.
Подробнее →Собор выстроен в 1825(27)–1829 годах на месте раннего храма и посвящён победе России в войне с Турцией в 1828—1829 годах. Архитектором собора в стиле классицизма был Василий Петрович Стасов. Мемориальное значение собора особо подчёркивает его ограда в основе которой стволы трофейных турецких пушек. Ранняя церковь была построена по велению императрицы Елизаветы Петровны с 1743 по 1754 год на месте съезжей избы (штаба) гренадерской роты лейб-гвардейского Преображенского полка в память о восшествии императрицы на престол при помощи солдат и офицеров этого полка.
Подробнее →Церковь Святой Екатерины является одним из старейших католических храмов России. Постройка церкви была начата в 1762 году по проекту архитектора Жан-Батист Валлен-Деламота, но завершал возведение храм архитектор Антонио Ринальди. Церковь, законченная в 1782 году, изначально принадлежала францисканцам, потом иезуитам, затем доминиканцам. Храм связан с именами многих выдающихся личностей. В 1798 году здесь был похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский, а в 1813 году французский полководец Жан Виктор Моро. Это единственный католический храм России, которому присвоен почётный титул малой базилики.
Подробнее →Церковь в формах немецкой неоготики была возведена в 1874-1877 годах по проекту архитектора Карла Карловича Бульмеринга. В 1886 году фасады храма перестроили по проекту Рудольфа Богдановича Бернгарда. В советское время в здании размещался завод, в результате внутренне пространство было разделено на три этажа. В 1993-м году здесь возобновились богослужения, а с 2002 по 2010 год была проведена реставрация здания. Ныне это действующий приход российской лютеранской церкви скандинавской традиции (Церкви Ингрии).
Подробнее →Церковь возведена по проекту архитектора Ивана Кузьмича Коробова (1700—1747) в 1735-1739 годах, а через 100 лет, в 1834-1835 годах, храм был перестроен архитектором Викентием Ивановичем Беретти (1781—1842), получив черты позднего ампира. Предшественницей церкви была часовня святого Пантелеймона, которую Пётр I построил в 1718 году для рабочих Партикулярной верфи. Святой Пантелеймон считался покровителем русского флота. Современная церковь — памятник воинской славы русских моряков, в напоминание об этом на фасаде укреплены мраморные мемориальные доски с перечнем полков, сражавшихся при Гангуте и Гренгаме.
Подробнее →Церковь возведена в 1749–1763 годах вместо временного деревянного Благовещенского храма, построенного в 1740–1742 годы. Это — один из старейших храмов Петербурга и важнейших с архитектурной и градостроительной стороны. Церковь имела семь престолов — больше, чем любой другой столичный храм. С храмом связаны имена М. В. Ломоносова и В. К. Тредиаковского, игумении Феофании (Готовцовой) и странницы Дарьюшки (инокини Исидоры), святителя Николая Японского и священномученика Василия Сокольского.
Подробнее →Финская лютеранская церковь Святой Марии на Большой Конюшенной улице является одной из старейших в Петербурге. Участок под храм был подарен императрицей Анной Иоанновной в 1733 году. Изначально была построена деревянная церковь, а существующий храм в стиле ампир по проекту архитектора Готлиба Христиана Паульсена возвели на месте деревянной церкви в 1803—1805 годах. Храм известен своим органом. В своё время кантором-органистом здесь работал известный ингерманландский композитор и музыкант Моозес Путро.
Подробнее →Дата в истории
Санкт-Петербург в деталях